Международно-правовые механизмы защиты иностранных инвестиций в связи с введением Украиной санкций в отношении российских компаний


1.         Введение

14.05.2018 Указом Президента Украины № 126/2018[1] принято решение о применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в отношении 756 юридических и 1748 физических лиц.

Большинство компаний, в отношении которых введены санкции, являются российскими компаниями, которые осуществляют деятельность в различных отраслях экономики.

Санкции в отношении юридических лиц предполагают, например, следующие ограничения:

(i)                 блокировка активов (временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом);

(ii)               ограничение торговых операций;

(iii)             предотвращение вывода капиталов за пределы Украины;

(iv)              приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств; а также

(v)                запрет осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у российских юридических лиц.

Фактически санкции, введенные Указом Президента Украины № 126/2018, направлены не только на прекращение любой хозяйственной деятельности российских либо подконтрольных им юридических лиц, включенных в список, на территории Украины, но и экспроприацию инвестиций, уже осуществленных на территории Украины, в том числе в виде акций/ долей участия в украинских компаниях, материальных ценностей, товаров и денежных средств, которые российские компании могли получить в качестве платы за поставленные товары, произведенные работы или оказанные услуги.

Введённые санкции могут носить произвольный характер, являться чрезмерными и непропорциональными.  

В связи с изложенным актуальным становится вопрос о доступных российским компаниям способах защиты своих инвестиций, осуществленных на территории Украины, включая имеющиеся эффективные средства международно-правовой защиты.

В настоящей информационной справке кратко освещаются вопросы обращения юридических лиц, оказавшихся в санкционном списке Украины, в Европейский Суд по правам человека (далее – «ЕСПЧ») в качестве одного из таких доступных механизмов международно-правовой защиты, а также возможность подачи иска в международный арбитраж в связи с защитой инвестиций, осуществленных российскими компаниями на территории Украины.


2.         Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Украина является государством – участником Совета Европы и присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 04.11.1950 (далее – «Европейская Конвенция» или «Конвенция»).

Подписав и ратифицировав Конвенцию, Украина предоставила гражданам и юридическим лицам возможность обращаться в ЕСПЧ за защитой прав и свобод, гарантируемых Конвенцией.

В связи с санкциями, введенными Указом Президента № 126/2018 от 14.05.2018, Европейская Конвенция может быть применима в части:

(i)                 обязательства Украины соблюдать права человека (статья 1 Конвенции);

(ii)               права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Конвенции);

(iii)             защиты собственности инвесторов (статья 1 Протокола № 1 к Конвенции); и

(iv)              запрещения дискриминации (статья 14 Конвенции).

Наиболее актуальными представляются гарантии защиты права собственности граждан и юридических лиц (инвесторов), предоставляемых статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции.

По общему правилу, любое государственное вмешательство в право собственности частных лиц должно быть: (i) основано на законе; (ii) соответствовать легитимной цели (общественному или публичному интересу, способному оправдать любое государственное вмешательство в право собственности граждан и юридических лиц); и (iii) быть пропорциональным с учетом соблюдения баланса публичных и частных интересов (что предполагает, в том числе, выплату разумной компенсации). Данный подход является универсальным тестом и подтверждается многолетней судебной практикой ЕСПЧ.


3.         Возможны ли отступления от закрепленных конвенционных прав?

Статья 15 Конвенции разрешает, в исключительных случаях, отступление от закрепленных прав в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, при определенных условиях, в том числе при уведомлении (статья 15 § 3) и при условии, что «такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву» (статья 15 § 1)[2].

При этом, в практике ЕСПЧ отмечается, что определение «в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации» означает чрезвычайную ситуацию или ситуацию исключительной и неизбежной опасности, влияющей на все население и представляющей собой угрозу для организованной жизни общества, составляющего государство.

Полагаем, такие существенные обстоятельства, которые бы оправдывали введение экономических санкций, сопровождающихся фактической экспроприацией активов в отношении нескольких сотен частных российских компаний, отсутствуют. В связи с этим, введение данных санкций нарушает международные обязательства Украины.  


4.         Правило об исчерпании внутригосударственных средств правовой защиты

Обращение в ЕСПЧ с жалобой на нарушение Украиной Конвенции предполагает соблюдение ряда формальных требований, включая (среди прочих) исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты, доступных в Украине.

Согласно практике ЕСПЧ[3], если в распоряжении заявителя имеется несколько потенциально эффективных средств правовой защиты, то ему необходимо использовать лишь одно из них. Если одно средство было использовано, то обращения к другому средству, задача которого практически совпадает с задачей первого, не требуется. Выбор наиболее подходящего средства защиты остается за заявителем.

В соответствии с общепризнанными принципами международного права, заявитель может при определенных обстоятельствах быть освобожден от обязанности исчерпывать доступные внутренние средства защиты. Например:

- требование об исчерпании не применяется и в тех случаях, когда доказано наличие административной практики, выражающейся в повторении нарушающих Конвенцию действий и попустительстве официальных властей, что превращает любую процедуру в бесполезную или неэффективную.

- в делах, где требование к заявителю использовать какое-либо средство оказалось бы на практике неразумным и создало бы непропорциональные препятствия для осуществления гарантированного статьей 34 Конвенции права на личное обращение, ЕСПЧ решает, что заявитель освобождается от обязанности использовать это средство.

Кроме этого, не требуется использования дискреционных или экстраординарных средств защиты.

В связи с изложенным, необходимо определить, какие средства правовой защиты доступны российским компаниям в Украине, которые могут считаться «эффективными» с точки зрения практики ЕСПЧ.

5.         Внутригосударственные средства правовой защиты в Украине

Полагаем, что такими «эффективными» средствами правовой защиты, доступными в Украине, следует считать:

(i)                 обжалование Указа Президента Украины № 126/2018 от 14.05.2018 в соответствии с применимым внутренним законодательством Украины;

(ii)               обращение в государственный суд Украины с иском, направленным на защиту инвестиций, осуществленных на территории Украины; или

(iii)             обращение в компетентный арбитраж с иском, направленным на защиту инвестиций, осуществленных на территории Украины. По всей видимости, указанная процедура потребует последующего обращения инвестора в государственный суд Украины с заявлением о признании и приведении в исполнение вынесенного в пользу инвестора иностранного арбитражного решения, либо о выдаче исполнительного листа (если применимо), в соответствии с действующим законодательством Украины.

Поскольку сроки обжалования Указа Президента Украины № 126/2018 от 14.05.2018, вероятнее всего, ограничены и могли истечь[4], ниже мы более подробно рассмотрим такие средства правовой защиты, как обращение в государственный суд Украины или в компетентный арбитраж с иском, направленным на защиту инвестиций, осуществленных на территории Украины.


6.         Государственный суд или иностранный арбитраж?

Обращение в государственный суд Украины с иском, направленным на защиту инвестиций, осуществленных на территории Украины, является одним из доступных внутригосударственных механизмов защиты прав иностранного инвестора.

Данный механизм может быть реализован на основании Закона Украины о режиме иностранного инвестирования от 19.03.1996 и Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций 1998 года, заключенного между Россией и Украиной.

Так, в силу статьи 26 Закона Украины о режиме иностранного инвестирования, споры между иностранными инвесторами и государством по вопросам государственного регулирования иностранных инвестиций и деятельности предприятий с иностранными инвестициями подлежат рассмотрению в судах Украины, если другое не определено международными договорами Украины.

Россия и Украина подписали двустороннее Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций 1998 года (далее – «Соглашение»). Положения указанного двустороннего Соглашения применимы к потенциальному спору между российскими компаниями-инвесторами и Украиной.

Статьей 9 данного Соглашения предусматривается возможность передачи инвестиционного спора на рассмотрение:

(i)                 компетентного суда или арбитража Договаривающейся Стороны, на территории которой осуществлены инвестиции;

(ii)               Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты;

(iii)             арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).


7. Заключение

Таким образом, рассмотрение спора между российскими компаниями-инвесторами с Украиной, возможно как в государственных судах Украины, так и в арбитражах (международном коммерческом арбитраже).

Передача спора на рассмотрение иностранного арбитража (Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты или арбитражного суда ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ), вместо передачи дела на рассмотрение государственных судов Украины, позволит рассмотреть спор с привлечением высококвалифицированных международных арбитров.

Рассмотрение спора иностранным арбитражем является дорогостоящей процедурой. Вместе с тем, обращение в иностранный арбитраж, на наш взгляд, может существенно повысить вероятность вынесения решения в пользу иностранного инвестора.

В случае вынесения решения иностранного арбитража в пользу российского инвестора, данное решение может быть приведено в исполнение на территории Украины на основании Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, государством-участником которой является Украина. Также такое решение иностранного арбитража может быть реально исполнено за счёт имущества Украины на территории иностранных государств по всему миру.

Однако, если государственные суды Украины откажут российским компаниям-инвесторам в защите их инвестиций на территории Украины, или, например, откажутся признавать и приводить в исполнение решение иностранного арбитража, вынесенное в пользу российского инвестора, основанием для обращения в ЕСПЧ (в целях соблюдения правила об исчерпании эффективных внутригосударственных средств правовой защиты) будет являться соответствующее окончательное решение государственного суда Украины.

По общему правилу, обращение (жалоба) в ЕСПЧ должно быть подано в течение 6 (шести) месяцев с момента вынесения окончательного решения по делу государственным судом Украины.


* * *

 25 октября 2018 года

 

Обращаем внимание, что возможность применения и эффективного использования рассматриваемых в настоящей справке способов правовой защиты иностранных инвестиций требует подробного изучения всех обстоятельств конкретного дела. Содержание настоящего документа носит исключительно информационный характер. Информация, содержащаяся в настоящем документе, не является консультацией по юридическим вопросам.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы в связи с вышеизложенным, пожалуйста, свяжитесь с управляющим партнером бюро Кириллом Трухановым или юристом Наталией Якимовой по телефону +7 (495) 120-55-84 или по электронной почте: trukhanov@trubor.ru и yakimova@trubor.ru.




[1] См. Указ Президента Украины № 126/2018 о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 02.05.2018 «О применении и отмене персональных специальных экономических санкций и других ограничительных мер (санкций)», опубликованный на официальном сайте Президента Украины 14.05.2018, https://www.president.gov.ua/documents/1262018-24150.


[2] См., например, Отчет отдела по проведению исследований: Национальная безопасность и практика Европейского Суда по правам человека, Совет Европы / Европейский Суд по правам человека, 2013 год, §§ 116-122, https://www.echr.coe.int/Documents/Research_report_national_security_RUS.pdf.


[3] См. Практическое руководство по критериям приемлемости, Совет Европы / Европейский Суд по правам человека, 2014 год, стр. 29-31, https://www.echr.coe.int/Documents/Admissibility_guide_RUS.pdf.


[4] Применение данного средства правовой защиты требует дополнительного анализа юристами, квалифицированными по законодательству Украины.





Возврат к списку